Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 11.11.2013 N 3-10/2013 О признании недействующими абзацев первого, третьего - восьмого графы 4 позиции 1 перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.12.2012 N 455 .



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. № 3-10/2013

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре В.Т.,
с участием заявителя М., его представителя Б. (доверенность <...>),
представителей Правительства Республики Марий Эл: Г. (доверенность <...>), В.И.П. (доверенность <...>),
прокурора - помощника прокурора Республики Марий Эл Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании противоречащим закону пункта 1 Перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 (с дополнениями от 5 июня 2013 г., внесенными постановлением Правительства Республики Марий Эл № 185), в части определения специально отведенных мест на территории г. Йошкар-Олы,

установил:

М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону пункта 1 Перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 (с дополнениями от 5 июня 2013 г., внесенными постановлением Правительства Республики Марий Эл № 185), в части определения специально отведенных мест на территории г. Йошкар-Олы. В обоснование заявления были приведены следующие доводы и обстоятельства.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 с дополнениями от 5 июня 2013 г., внесенными постановлением Правительства Республики Марий Эл № 185, утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Данные постановления опубликованы в республиканском печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник", № 49, от 14 декабря 2012 г., на официальном интернет-портале Республики Марий Эл 6 июня 2013 г. По утверждению заявителя, положения пункта 1 названного перечня в части определения специально отведенных мест на территории г. Йошкар-Олы противоречат федеральному и республиканскому законодательству в связи со следующим.
Отнесение к специально отведенным местам территорий:
1) перед Дворцом молодежи по ул. Зеленой, д. 1;
2) перед ООО "Мебельград" по ул. Строителей, д. 95;
3) за зданием Дома культуры Российской армии по ул. Героев Сталинградской битвы, д. 35-а, противоречит части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который требует от органов власти при определении специально отведенных мест обеспечивать возможность достижения целей публичного мероприятия. Данные территории исключают возможность какой-либо обратной коммуникативной связи между участниками мероприятия и теми, кому оно адресовано.
Кроме того, вблизи здания Дома культуры Российской армии по ул. Героев Сталинградской битвы, д. 35-а расположено ДОУ № 73 "Ромашка" (адрес: Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 39-б), а также расположены объекты повышенной опасности: трансформаторная и насосная подстанции, что противоречит статье 5.1 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
Нижеперечисленные специально отведенные места для проведения публичных мероприятий в форме шествий и демонстраций также не отвечают требованиям названного Федерального закона, поскольку исключают возможность достижения целей публичного мероприятия:
1) участок ул. Кремлевской от пересечения с ул. Советской до пересечения с ул. Рябинина, участок ул. Рябинина от пересечения с ул. Кремлевской до пересечения с Ленинским проспектом;
2) участок бул. Чавайна от пересечения с ул. Кирова до пересечения с ул. Петрова;
3) от перекрестка ул. Соловьева и ул. Деповской 2-й по ул. Деповской 2-й, по ул. Малое Чигашево, по ул. Строителей до <...> (здание общества с ограниченной ответственностью "Мебельград");
4) участок от перекрестка ул. Мира и ул. Героев Сталинградской битвы, по ул. Героев Сталинградской битвы до <...> (Дом культуры Российской Армии);
5) участок от перекрестка ул. Прохорова и ул. Строителей по ул. Прохорова до перекрестка с ул. Зеленой, по улице Зеленой до <...> (Дворец молодежи).
Кроме того, на специально отведенном месте для проведения шествий и демонстраций - участок ул. Кремлевской от пересечения с ул. Советской до пересечения с ул. Рябинина, участок ул. Рябинина от пересечения с ул. Кремлевской до пересечения с Ленинским проспектом - расположено здание, занимаемое Верховным Судом Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 13), что противоречит пункту 3 части 2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также расположены ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский технологический колледж" (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 22), ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский строительный техникум" (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 32), что противоречит статье 5.1 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
Определение указанных специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений нарушает права заявителя на организацию публичных мероприятий, как правило, в указанных местах.
В письменных отзывах представители Правительства Республики Марий Эл З., В.И.П. выражают несогласие с заявлением, указывая, что установленные обжалуемым постановлением Правительства Республики Марий Эл специально отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий в г. Йошкар-Оле соответствуют федеральному законодательству и права заявителя не нарушают. Постановление принято Правительством в пределах компетенции, при этом по всем указанным в перечне объектам были соблюдены предъявляемые федеральным законодательством требования в части возможности достижения целей публичного мероприятия, обеспечения транспортной доступности, возможности пользоваться объектами инфраструктуры, соблюдения санитарных норм и правил, обеспечения безопасности организаторов и участников публичных мероприятий.
В судебных заседаниях М. заявление поддержал, просил удовлетворить, с учетом правил юридической техники просил признать недействующими абзацы первый - восьмой графы 4 позиции 1 перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 (с дополнениями от 5 июня 2013 г., внесенными постановлением Правительства Республики Марий Эл № 185). М. пояснил, что руководство республики расценило предоставленное ему право определения специально отведенных мест для публичных мероприятий как возможность выдворить активистов на задворки городского округа. Активисты были вынуждены инициировать судебные разбирательства. Специально отведенные места на территории республики игнорируются не только представителями протестного движения. Все публичные мероприятия в поддержку существующего режима также проводятся в центральных районах города. Транспортная доступность к территории перед ООО "Мебельград", иным местам проведения публичных мероприятий фактически не обеспечена, к ООО "Мебельград" ходят только автобусы, доступ к санузлам отсутствует, вблизи имеется автозаправочная станция. Проведение публичных мероприятий на площади им. Никонова, площади Оболенского-Ноготкова более продуктивно, поскольку публичные мероприятия обращены к органам государственной власти, в ходе мероприятий используются лозунги, транспаранты, направляются обращения участников мероприятия в органы власти. По утверждению М., его права нарушены тем, что он не может проводить мероприятия в специально отведенных местах. После вступления в силу обжалуемого постановления Министерство юстиции республики неоднократно отказывало в проведении публичного мероприятия в местах, не отнесенных к специально отведенным. Соответствующие отказы были признаны незаконными Йошкар-Олинским городским судом.
Представитель М. - Б. заявление поддержал, суду пояснил, что при определении специально отведенных или приспособленных мест для проведения публичных мероприятий не учтены санитарные нормы в отношении туалетов, в некоторых местах имеются автостоянки, парковки. В отношении стадиона у Дворца молодежи по ул. Зеленая, д. 1 Б. пояснил, что он является действующим спортивным объектом - футбольным полем вне зависимости от частоты использования, данная территория находится на окраине г. Йошкар-Олы. Движение по ул. 2-й Деповской, по ул. М. Чигашево невозможно по причине непроходимых ям. Вопрос о том, с какого момента оспариваемое постановление следует признать недействующим, в случае удовлетворения заявления, оставил на усмотрение суда. Б. пояснил также, что Республика Марий Эл является единственным регионом, в котором не проводятся публичные мероприятия в специально отведенных местах, считает, что постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2013 г. № 338 в настоящее время не вступило в силу.
Представитель Правительства Республики Марий Эл Г. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что Правительство Республики Марий Эл, принимая постановления от 6 декабря 2012 г. № 455, от 5 июня 2013 г. № 185, действовало в рамках полномочий, определенных Федеральным законом № 54-ФЗ. Соответствующий перечень специально отведенных мест был определен в соответствии с частью 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, расположение этих мест обеспечивает достижение целей публичных мероприятий, сохранение общественного порядка и безопасности, права заявителя этим перечнем не нарушаются. Эти места были согласованы с органами власти, были получены положительные заключения. Г. также пояснила, что постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2013 г. № 338 были внесены изменения в оспариваемое заявителем постановление. Считает, что данные изменения вступили в силу, так как не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Представитель Правительства Республики Марий Эл В.И.П. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что при определении специально отведенных мест полномочный орган руководствовался требованиями федерального законодательства, при этом были учтены требования санитарных норм и правил (в определенных местах обеспечен доступ к туалетам). При решении этого вопроса преследовалась цель максимального учета интересов организаторов и участников публичных мероприятий, иных граждан. Безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, иных лиц при проведении мероприятий на территории перед Дворцом молодежи, на территории перед ВЦ "Мебельград", по определению границ которой организатор не столкнется с какими-либо трудностями, в иных местах будет обеспечена МВД и УФСБ по Республике Марий Эл. По мнению В.И.А., статья 5.1 Закона Республики Марий Эл № 36-З не подлежит применению к специально отведенным местам, что подтверждается структурой закона. Правительство республики отнесло к специально отведенным местам только те территории, в отношении которых существует уверенность в их полном соответствии требованиям федерального закона. Футбольное поле по адресу: ул. Зеленая, д. 1 фактически отсутствует, имеются ворота, территория заросла кустарником, земельный участок находится в казне Республики Марий Эл, по договоренности с руководством Дворца молодежи участники публичного мероприятия будут допущены в санузлы. В отношении территории перед ООО "Мебельград" также соблюдены все требования федерального законодательства. В отношении территории за Домом культуры Российской Армии В.И.П. пояснила, что она соответствует законодательству, имеющиеся 15 люков закрыты.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора П.Т.В., полагавшей, что оспоренное в части постановление Правительства Республики Марий Эл соответствует федеральному и республиканскому законодательству, и просившей в удовлетворении заявления М. отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Данное постановление, как следует из его вводной части, принято в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пунктом 3 статьи 4.2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл". Постановление опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru 6 декабря 2012 г., в республиканском средстве массовой информации "Марийская правда. Официальный еженедельник", № 49, от 14 декабря 2012 г.
Позиция 1 названного Перечня, состоящая из четырех граф, предусматривает, что в г. Йошкар-Оле к специально отведенным или приспособленным местам отнесены:
1) территория перед Дворцом молодежи по ул. Зеленой, д. 1;
2) территория перед ООО "Мебельград" по ул. Строителей, д. 95;
3) территория за зданием Дома культуры Российской армии по ул. Героев Сталинградской битвы, д. 35-а.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июня 2013 г. № 185 (пункт 1) в постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 внесены следующие изменения:
графа 4 позиции 1 дополнена абзацами четвертым - восьмым следующего содержания:
1) участок ул. Кремлевской от пересечения с ул. Советской до пересечения с ул. Рябинина, участок ул. Рябинина от пересечения с ул. Кремлевской до пересечения с Ленинским проспектом;
2) участок бул. Чавайна от пересечения с ул. Кирова до пересечения с ул. Петрова;
3) от перекрестка ул. Соловьева и ул. Деповской 2-й по ул. Деповской 2-й, по ул. Малое Чигашево, по ул. Строителей до <...> (здание общества с ограниченной ответственностью "Мебельград");
4) участок от перекрестка ул. Мира и ул. Героев Сталинградской битвы, по ул. Героев Сталинградской битвы до <...> (Дом культуры Российской Армии);
5) участок от перекрестка ул. Прохорова и ул. Строителей по ул. Прохорова до перекрестка с ул. Зеленой, по улице Зеленой до <...> (Дворец молодежи).
Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru 6 июня 2013 г.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 г. № 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл" официальным опубликованием правовых актов Главы Республики Марий Эл и правовых актов Правительства Республики Марий Эл считается публикация их текстов в периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник", периодическом печатном издании "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет" или в газете "Марийская правда", газете "Марий Эл" в течение десяти календарных дней после дня их подписания. Официальным опубликованием правовых актов Главы Республики Марий Эл и правовых актов Правительства Республики Марий Эл считается первое размещение (опубликование) их текстов на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (http://www.portal.mari.ru).
С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункты 9, 21), постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 (в действующей редакции) по своему содержанию, форме и предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке.
Таким образом, предметом оспаривания заявителем являются абзацы первый - восьмой графы 4 позиции 1 вышеуказанного перечня.
Суд учитывает, что в ходе рассмотрения настоящего дела постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2013 г. № 338 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" внесены изменения в графу 4 позиции 1 перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455. Указанные изменения касаются уточнения адреса нахождения Дома культуры Красной Армии - д. 35, а не д. 35-а, наименования объекта перед <...> "Мебельград", а не здание общества с ограниченной ответственностью "Мебельград". Постановление опубликовано на интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru 7 ноября 2013 г.
Данные изменения в силу пункта 8 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 г. № 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл", согласно которому нормативные правовые акты Правительства Республики Марий Эл, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов исполнительной власти Республики Марий Эл, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Республики Марий Эл по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, на момент рассмотрения настоящего дела не вступили в силу.
В этом вопросе суд исходит из того, что указанные изменения внесены в постановление, которым определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений. Указанные изменения непосредственно затрагивают конституционное право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Следовательно, постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2013 г. № 338 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" в данной части вступит в силу по истечении 10 дней со дня его первого официального опубликования.
Судом принято во внимание, что по мотивам нарушения установленной процедуры принятия нормативного правового акта Правительством Республики Марий Эл, его опубликования названное постановление заявителем не оспаривается.
Учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункты 17 - 19), суд по своей инициативе проверяет, соблюдена ли процедура принятия и опубликования названного постановления.
Согласно части 2 статьи 84 Конституции Республики Марий Эл Правительство республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, законов и иных нормативных правовых актов республики принимает постановления и издает распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Марий Эл.
Аналогичная правовая норма содержится в статье 12 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 г. № 5-З "О нормативных правовых актах Республики Марий Эл", которой также установлено, что нормативные правовые акты Правительства Республики Марий Эл принимаются в форме постановлений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 г. № 23-З "О Правительстве Республики Марий Эл" Правительство Республики Эл правомочно решать все вопросы, относящиеся к ведению органов исполнительной власти Республики Марий Эл, кроме тех, которые входят согласно законодательству Российской Федерации и Республики Марий Эл в компетенцию федеральных органов государственной власти, Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл. В силу пунктов 2, 5, 7 статьи 2 названного республиканского Закона возглавляет Правительство Глава Республики Марий Эл, который одновременно является Председателем Правительства Республики Марий Эл; для оперативного решения вопросов, отнесенных к ведению Правительства республики, Глава Республики Марий Эл образует Коллегию Правительства Республики Марий Эл, в состав которой входят Председатель Правительства Республики Марий Эл, первые заместители и заместители Председателя Правительства Республики Марий Эл; организация работы Правительства определяется Главой Республики Марий Эл и осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 названного республиканского Закона Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
Согласно статье 13 названного Закона Правительство в пределах своих полномочий осуществляет регулирование в социально-экономической сфере. Основные полномочия Правительства Республики Марий Эл в области прав человека и социальной сфере определены в статье 15 названного республиканского Закона.
Согласно статье 13 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 г. № 5-З "О нормативных правовых актах Республики Марий Эл" постановлениями, принимаемыми Государственным Собранием Республики Марий Эл и Правительством Республики Марий Эл, могут утверждаться регламенты, правила, порядки, положения.
В соответствии с Регламентом Правительства Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 октября 2006 г. № 204, предусмотрено решение вопросов, внесенных на заседание Правительства Республики Марий Эл, в рабочем (оперативном) порядке, проекты решений вносятся с пояснительной запиской, эти проекты подлежат обязательному согласованию с руководителями органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункты 21, 48, 49, 53, 55).
В подтверждение соблюдения установленной процедуры при принятии названных нормативных правовых актов суду представлены следующие документы: пояснительные записки к проектам вышеуказанных постановлений Правительства Республики Марий Эл, справки и письма о согласовании данного проекта с руководителями заинтересованных органов исполнительной власти - членами Правительства Республики Марий Эл, заместителями, первыми заместителями Председателя Правительства Республики Марий Эл, управлениями Администрации Главы Республики Марий Эл. Как следует из справок согласования, проекты постановлений внесены Министерством юстиции Республики Марий Эл. В результате исследования представленных документов суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Республики Марий Эл установленного порядка при принятии постановления Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455, постановления Правительства Республики Марий Эл от 5 июня 2013 г. № 185, что, как было отмечено выше, не оспаривается заявителем.
Проверяя содержание оспариваемого акта по существу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Аналогичная правовая норма содержится в статье 31 Конституции Республики Марий Эл.
Право на свободу мирных собраний предусмотрено статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и определено как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1). Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1). При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 1.2). К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (часть 2).
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (часть 2.1). В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2).
Согласно статье 4.2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл" к единым специально отведенным или приспособленным местам относятся специально отведенные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (часть 1). Специально отведенные места используются для обеспечения возможности достижения целей публичных мероприятий с соблюдением санитарных норм и правил, обеспечения безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 2). Специально отведенные места определяются Правительством Республики Марий Эл (часть 3). Норма предельной заполняемости специально отведенных мест - три человека на пять квадратных метров. Решение органа исполнительной власти или администрации соответствующего муниципального образования о несоответствии указанного в уведомлении о проведении публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия норме предельной заполняемости специально отведенного места должно быть мотивированным (часть 4). В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти или администрацией соответствующего муниципального образования (часть 5).
Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования принятие нормативного правового акта, которым определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, применительно к Республике Марий Эл отнесено к компетенции Правительства Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 5.1 названного республиканского Закона к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся:
объекты жизнеобеспечения (имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в том числе трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты; имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства тепловой энергии, водоснабжения);
объекты социальной инфраструктуры (здания и помещения, занимаемые медицинскими и фармацевтическими организациями, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, объекты спорта);
а также территории, непосредственно прилегающие к объектам, указанным в абзацах втором и третьем настоящей статьи, на расстоянии не менее чем 100 метров от границ указанных объектов.
В силу абзаца первого данной статьи указанная норма принята в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности в Республике Марий Эл (статья 7 Закона Республики Марий Эл от 23 октября 2013 г. № 39-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл").
Заявителем указывается, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит приведенным положениям федерального и республиканского законодательства. В частности, утверждается, что проведение публичных мероприятий в вышеуказанных местах не позволит достигнуть целей проведения публичного мероприятия, поскольку не будет обеспечена обратная коммуникативная связь между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, которым оно адресовано.
По существу указанными доводами обосновывается позиция заявителя о том, что публичные мероприятия должны проводиться в центральных районах города (письменные объяснения М. от 6 ноября 2013 г.).
Согласно статье 2 названного Федерального закона под публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
С учетом изложенного правового регулирования позиция заявителя не основана на законе, поскольку цели публичного мероприятия могут быть достигнуты при проведении публичного мероприятия в любом специально отведенном или приспособленном месте, отвечающем требованиям действующего законодательства.
Изложенное подтверждается положениями части 2 статьи 18 названного Федерального закона, согласно которой органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.
Ссылка заявителя на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П (абзац 4 пункта 2.1) является несостоятельной, поскольку приведенные в нем выводы не опровергают возможность достижения целей публичного мероприятия при его проведении не в центральных районах населенных пунктов.
Доводы заявителя о не обеспечении транспортной доступности вышеуказанных специально отведенных или приспособленных мест в г. Йошкар-Оле опровергаются представленными заинтересованным лицом справкой Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от <...> N..., справкой администрации ГО "Город Йошкар-Ола" от <...> № <...>, из которых следует, что вблизи данных мест проходят по несколько маршрутов городского пассажирского транспорта. При этом не имеет существенного значения то обстоятельство, что с некоторыми местами публичных мероприятий отсутствует сообщение троллейбусным транспортом, а из отдельных районов г. Йошкар-Олы к некоторым местам публичных мероприятий нужно добираться с пересадками. Данное обстоятельство не может рассматриваться как ограничивающее права участников публичного мероприятия.
Доводы заявителей о том, что в указанных местах отсутствует возможность пользования участниками публичных мероприятий объектами инфраструктуры, не будут соблюдены санитарные нормы и правила, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц, являются бездоказательными, поскольку, как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, представленных документов, публичные мероприятия в этих местах М., иными лицами не проводились.
По утверждению представителей заинтересованного лица, подтвержденными письменными доказательствами (письма ООО "..." от <...>, ГБУ Республики Марий Эл "Дворец молодежи Республики Марий Эл" от <...>, ФГКУ "103 Дом культуры Российской Армии" от <...>, Министерства образования и науки Республики Марий Эл от <...>, Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл от <...> и др.), об отнесении соответствующих мест в г. Йошкар-Оле к специально отведенным или приспособленным местам, предназначенным для проведения публичных мероприятий, уведомлены организации, вблизи которых находятся данные места.
Указанные места находятся в черте г. Йошкар-Олы - крупного населенного пункта, столицы Республики Марий Эл, имеющего развитую сеть объектов инфраструктуры, в том числе вблизи мест проведения публичных мероприятий. Указанные места находятся в границах населенного пункта, что предполагает соблюдение санитарных правил для проживающих в нем граждан, о конкретных фактах нарушения санитарных правил заявителем не сообщено ввиду непроведения в них публичных мероприятий, специальных санитарных норм и правил для мест, предназначенных для проведения публичных мероприятий, до настоящего времени не принято.
Вопросы безопасности участников публичных мероприятий, иных граждан, не участвующих в них, как это предусмотрено статьями 5, 14 названного Федерального закона, должны решаться непосредственно при проведении публичного мероприятия, обязанность по обеспечению безопасности возлагается на организатора публичного мероприятия и орган внутренних дел. Таким образом, наличие парковок автотранспорта в отдельных местах, предназначенных для проведения публичных мероприятий, или вблизи этих мест само по себе не свидетельствует о том, что не будет обеспечена безопасность участников публичных мероприятий, иных граждан в день проведения публичного мероприятия.
Изложенное подтверждается положениями части 3 статьи 18 названного Федерального закона, согласно которым поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
Оценивая позицию представителей заинтересованного лица о том, что к рассматриваемым отношениям не подлежит применению статья 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл", суд приходит к следующим выводам.
Полномочия субъекта Российской Федерации по дополнительному определению мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, основаны на положениях части 2.2 статьи 8 названного Федерального закона и направлены на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.
По мнению суда, отсутствуют основания полагать, что статья 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл" не соответствует части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и, следовательно, отсутствуют основания для неприменения указанных положений республиканского Закона (часть 2 статьи 11 ГПК РФ).
Исходя из того, что часть 2.2 статьи 8 названного Федерального закона была введена в статью 8 названного Федерального закона одновременно с частью 1.1 статьи 8, которой предусмотрено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять единые специально отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий, отсутствуют основания для вывода о том, что положения части 2.2 названного Федерального закона имеют отношение исключительно к местам проведения публичных мероприятий, не включенных в соответствующий перечень.
Кроме того, защита прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественная безопасность должны быть в равной мере обеспечены при проведении публичного мероприятия как в специально отведенных или приспособленных местах, так и в иных местах, в отношении которых требуется получение согласования на проведение публичного мероприятия.
В силу статьи 3 названного Федерального закона проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, что предполагает обеспечение законности при проведении публичного мероприятия как в специально отведенных или приспособленных местах, так и в иных местах.
В противном случае, согласившись с позицией представителей заинтересованного лица, можно прийти к выводу, что в случае проведения публичных мероприятий в специально отведенных или приспособленных местах могут быть допущены нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, созданы помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Изложенное подтверждается правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными, в частности, в определении от 28 августа 2013 г. № 46-АПГ13-9.
Структура Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл" и расположение в тексте закона статьи 5.1 не дают основания для вывода, что перечень мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, имеет отношение только к специально отведенным или приспособленным местам.
В соответствии с частью 2 статьи 4.2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл" специально отведенные места используются для обеспечения возможности достижения целей публичных мероприятий с соблюдением санитарных норм и правил, обеспечения безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. По убеждению суда, положения части 2 статьи 4.2 названного республиканского Закона корреспондируют к статье 5.1 закона, что подтверждается содержанием абзаца первого данной статьи в действующей редакции закона.
По запросу суда лицами, участвующими в деле, представлены документы, на которых указаны места, определенные для проведения публичных мероприятий, иные доказательства, фотоснимки, видеозапись. Представленные заявителем и представителями заинтересованного лица картографические схемы применительно к расположению на них конкретных объектов совпадают, наличие объектов подтверждается просмотренными судом фото- и видеоматериалами.
Фактическое наличие в соответствии с картографическими схемами конкретных объектов социальной инфраструктуры (зданий и помещений, занимаемых медицинскими и фармацевтическими организациями, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, объектами спорта), расстояния от этих объектов до мест проведения публичных мероприятий, отмеченные на картографических схемах (взятые применительно к улицам до противоположного края проезжей части), признавалось в ходе судебного разбирательства представителями заинтересованного лица, в частности, в судебном заседании от <...> представителем Правительства Республики Марий Эл В.И.П. (ст. 68 ГПК РФ).
Суд проверяет соответствие специально отведенных мест, определенных оспариваемым в части постановлением Правительства Республики Марий Эл, по конкретным территориям и местам положениям части 2.2, иным частям статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
1. Территория перед Дворцом молодежи по ул. Зеленой, д. 1.
Как следует из картографических схем, непосредственно к указанной территории примыкает футбольное поле (стадион), на котором по пояснениям лиц, участвующих в деле, установлены футбольные ворота, спортивные снаряды (турники). Расстояние до указанного объекта спорта (статья 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), который может быть отнесен к объекту социальной инфраструктуры, составляет от самой удаленной точки здания менее 100 м (83 м).
Таким образом, в данной части оспариваемый акт противоречит части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
То обстоятельство, что стадион является действующим, подтверждается фотоснимками, представленными заявителем, на которых запечатлены участники футбольного мачта, само футбольное поле, подготовленное к игре в зимних условиях.
Как следует из писем ГБУ Республики Марий Эл "Дворец молодежи Республики Марий Эл" от <...>, Министерства образования и науки Республики Марий Эл от <...>, собственником земельного участка, на котором расположен стадион, является Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, в настоящее время проводится оформление документов для строительства стадиона на данном земельном участке.
2. Территория перед ООО "Мебельград" по ул. Строителей, д. 95.
Как следует из представленной выписки из ЕГРЮЛ от <...> ООО "МебельГрад" находится по адресу: г. Йошкар-Ола, бул. Победы, д. 5. На представленном фотоснимке имеется вывеска ВЦ Мебельград. С учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2013 г. № 338, ссылка в перечне на ООО "Мебельград" устранена, место проведения публичного мероприятия обозначено, как "территория перед <...> ("Мебельград")". Из картографической схемы следует, что с трех сторон указанного здания, на котором, как видно из фотоснимка, установлена растяжка большого размера с надписью "Мебельград", имеются территории, частично занятые автостоянками. По пояснениям представителя заинтересованного лица В.И.П., имеющаяся на схеме открытая территория с угла здания со сторонами, направленными на ул. Крылова, ул. Строителей (то есть, с привязкой к ул. Строителей), является местом, предназначенным для проведения публичного мероприятия. Данная территория не обозначена дорожным знаком 6.4 "Место стоянки".
С учетом изложенного и принимая во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи, данное место в части его местонахождения не имеет признака неопределенности (вне зависимости от наличия корпусов), что позволяет осуществить его идентификацию на местности. Каких-либо объектов, вблизи которых в соответствии с федеральным и республиканским законодательством исключается проведение публичных мероприятий, не имеется. Расположенная на противоположной стороне улицы Строителей автозаправочная станция не подпадает под действие статьи 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл". Автозаправочная станция также не подпадает под действие части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку, как следует из картографических схем, данный объект расположен через проезжую часть дороги - улицу Строителей. Поэтому по смыслу пункта 9 статьи 2 названного Федерального закона территория места, отведенного для проведения публичных мероприятий, не может рассматриваться как территория, непосредственно прилегающая к автозаправочной станции. Положения части 2.2 статьи 8 названного Федерального закона имеют отсылочный характер применительно к соответствующему закону субъекта Российской Федерации. На наличие иных объектов, в местах или вблизи которых не допускается проведение публичных мероприятий, лица, участвующие в деле, не ссылались, из материалов дела их наличие не усматривается. Как следует из письма ООО "Центр деловой жизни" от <...>, письма Торгово-промышленной палаты Республики Марий Эл от <...>, участники публичных мероприятий будут допускаться в санузлы в рабочее и нерабочее время, собственником земельного участка является ГО "Город Йошкар-Ола".
С учетом изложенного оспариваемый акт в данной части не подлежит признанию недействующим, в удовлетворении заявления в данной части следует отказать.
3. Территория за зданием Дома культуры Российской армии по ул. Героев Сталинградской битвы, д. 35-а (с учетом постановления Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2013 г. № 338 нумерация дома уточнена - д. 35).
Из представленных картографических схем следует, что Дом культуры Российской армии, который может быть отнесен к объекту социальной инфраструктуры, расположен по адресу: <...>, вблизи от него расположены: спортивная площадка (40 м), детский сад № 1 "Ромашка" (адрес: Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 39-б - менее 74 м).
Таким образом, в данной части оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
Кроме того, определение места проведения публичных мероприятий как "Территория за зданием Дома культуры Российской армии" обладает признаком неопределенности, так как, во-первых, по данному описанию границы этой территории не могут быть обозначены на месте, во-вторых, согласно официального письма Дома культуры Российской армии данное учреждение, в действительности, именуется "103 Дом культуры Российской армии". Следовательно, оспариваемое постановление в данной части с учетом разъяснений, приведенных в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и по данному основанию подлежит признанию недействующим. Кроме того, как видно из представленных фотоснимков, указанное место представляет собой участок местности, заросший травой, без элементов благоустройства.
4. Участок ул. Кремлевской от пересечения с ул. Советской до пересечения с ул. Рябинина, участок ул. Рябинина от пересечения с ул. Кремлевской до пересечения с Ленинским проспектом.
Как следует из картографических схем, на данном участке расположены: Верховный Суд Республики Марий Эл (ул. Кремлевская, 13) - 14 м, ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский технологический колледж" (ул. Кремлевская, д. 22) - 54 м, ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский строительный техникум" (ул. Кремлевская, д. 32) - 56 м, аптека (ул. Кремлевская, д. 28) - 30 м, ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет" (ул. Кремлевская, д. 44) - 74 м, Перинатальный центр Республики Марий Эл (ул. Рябинина, д. 22) - 22 м.
Таким образом, в данной части оспариваемый акт противоречит части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
5. Участок бул. Чавайна от пересечения с ул. Кирова до пересечения с ул. Петрова.
Как следует из картографических схем, на данном участке расположены: аптека "Дэлия" (находится в ТЦ "Аякс", бул. Чавайна, д. 12) - 61 м, Молочная кухня ГБУ Республики Марий Эл "Йошкар-Олинская городская больница" (бул. Чавайна, д. 10) - 35 м. Факт нахождения молочной кухни признан представителями Правительства Республики Марий Эл.
Таким образом, в данной части оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
6. Участок от перекрестка ул. Соловьева и ул. Деповской 2-й по ул. Деповской 2-й, по ул. Малое Чигашево, по ул. Строителей до <...> (здание общества с ограниченной ответственностью "Мебельград").
Как следует из картографических схем, на данном участке расположено Республиканское ГКУ "Учебно-методический центр экологической безопасности и защиты населения" (ул. Деповская 2-я, д. 6) - 15 м. Согласно п. 1.4 Устава данного учреждения, центр выполняет функции государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), что в силу статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относит учреждение к образовательным организациям.
Таким образом, в данной части оспариваемое постановление противоречит части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл". Доводы заявителя в отношении того, что проход по данному участку дороги невозможен из-за плохого дорожного покрытия, опровергаются письмом МУП "Город" от 7 ноября 2013 г.
7. Участок от перекрестка ул. Мира и ул. Героев Сталинградской битвы, по ул. Героев Сталинградской битвы до <...> (Дом культуры Российской Армии).
Как следует из картографических схем, на данном участке расположены: ГБУ Республики Марий Эл "Йошкар-Олинская городская больница Поликлиника № 3" (ул. Героев Сталинградской битвы, д. 34-а) - 62 м, аптека и стоматологический кабинет (ул. Героев Сталинградской битвы, д. 34) - 33 м, котельная (в районе домов N№ 10, 12 по ул. Героев Сталинградской битвы) - 23 м.
Таким образом, в данной части оспариваемый акт противоречит части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
8. Участок от перекрестка ул. Прохорова и ул. Строителей по ул. Прохорова до перекрестка с ул. Зеленой, по улице Зеленой до <...> (Дворец молодежи).
Как следует из картографических схем, на данном участке расположены: ГБУ Республики Марий Эл "Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы" (ул. Прохорова, д. 18) - 32 м, ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий" (ул. Прохорова, д. 25) - 40 м, Республиканский психоневрологический диспансер (ул. Прохорова, д. 27) - 33 м, Высший колледж ПГТУ "Политехник" ФГБОУ СПО "Поволжский государственный технологический университет" (ул. Прохорова, д. 31) - 40 м.
Таким образом, в данной части оспариваемый нормативный правовой акт также противоречит части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
С учетом вышеизложенного суд приходит к итоговому выводу о том, что заявление М. подлежит удовлетворению частично, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части абзацев первого, третьего - восьмого графы 4 позиции 1 перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455 (в действующей редакции). Указанный нормативный правовой акт не подлежит признанию недействующим в части абзаца второго графы 4 позиции 1 названного Перечня.
При разрешении вопроса об определении момента, начиная с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и учитывает, что заявителем не ставится вопрос о признании акта недействующим с момента его принятия.
Как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, отзыва представителя Правительства Республики Марий Эл В.И.П., переписки Министерства юстиции Республики Марий Эл с М. от <...>, в том числе из письма от <...> N..., адресованного М., оспариваемое в части постановление Правительства Республики Марий Эл до вынесения решения суда по настоящему делу применялось и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Кроме того, оспариваемый в части нормативный правовой акт относится к актам, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства.
Таким образом, оспариваемый в части акт подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Поскольку Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455, постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 июня 2013 г. № 185 были опубликованы в периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник", а также на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (http://www.portal.mari.ru), настоящее решение или сообщение о нем подлежит опубликованию в этом издании, что не исключает дополнительное информирование о принятом решении на официальном интернет-портале Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ в пользу М. подлежат взысканию расходы, понесенные на уплату госпошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 175 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление М. удовлетворить частично.
Признать противоречащими положениям части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", положениям статьи 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. № 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл" и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацы первый, третий - восьмой графы 4 позиции 1 перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. № 455.
В остальной части заявление М. оставить без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Республики Марий Эл в пользу М. расходы по уплате госпошлины в размере <...> руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья
Г.В.ПОПОВ


------------------------------------------------------------------